Новости библиотеки
27 марта - 140 лет со дня рождения русского писателя, сатирика, драматурга и театрального критика, редактора журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» Аркадия Тимофеевича Аверченко (1881 - 1925)
- Информация о материале
Аркадий Аверченко прожил короткую, но яркую жизнь. Современники называли его «королем смеха» или «королем юмора».
Родился будущий писатель в Севастополе 27 марта 1881 года в небогатой купеческой семье. Аркадий был четвертым из девяти детей и единственным выжившим мальчиком; мать и шесть сестер его обожали и баловали. Рос болезненным и чувствительным, от волнения начинал заикаться. Будущий писатель не получил даже полного начального образования. В одной из своих автобиографий он шутливо писал, что, не имея желания учиться, притворялся слабым и больным. На самом деле А. Т. Аверченко с детства страдал сильной близорукостью.
Это не позволяло ему много заниматься, и мальчик учился на дому. По свидетельству его близкого друга, писателя Н. Н. Брешко-Брешковского, недостаточность образования Аверченко восполнялась природным умом. Плохое зрение не мешало проводить бесконечные часы за книгами любимых писателей - Т. М. Рида и Л. Буссенара. «Мальчик без Майн Рида - это цветок без запаха», - говорил Аверченко уже на посту редактора «Сатирикона».
Аркадий уносился мечтами к «бизонам, бесконечным прериям, мексиканским вакеро и раскрашенным индейцам». По словам писателя, он «пропадал за книгами, вызывая суровое осуждение окружающих своим болезненно-лихорадочным видом и блуждающими от усиленного чтения глазами».
В возрасте шестнадцати лет юноша по настоянию отца поступил на службу младшим писцом в транспортную контору, а через год вместе с семьей старшей сестры переехал в Луганскую область, на Брянский рудник. Там, в глуши, он прослужил несколько лет помощником конторщика. В 1901 году рудничная контора была переведена в Харьков. К этому периоду жизни Аркадия Аверченко относятся его первые попытки издательской деятельности - недолго просуществовавшие харьковские сатирические журналы «Оса», «Одуванчик». Начинающий литератор публиковал фельетоны и рассказы в газетах, редактировал журналы «Штык» и «Меч», вел сатирический отдел в газете «Южный край». Именно в ней в октябре 1903 года был напечатан его рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь» (первый вариант более позднего рассказа «Рыцарь индустрии»), который можно считать началом творческой биографии писателя. Зимой 1907-1908 года начался новый период жизни сатирика - петербургский.
В 1907 году в Петербург из Харькова приехал никому не известный автор, который предложил свои рассказы журналу «Стрекоза». Они оказались интересными, несмотря на то, что сам автор не имел не только литературного, но и начального образования.
А в 1908 году Аверченко начал издавать свой журнал «Сатирикон», который сразу выбился в лидеры среди юмористических журналов. «Сатирикон» можно назвать жемчужиной журналистики и литературы того времени. В нем печатались Саша Чёрный, С. Городецкий, Н. Тэффи и О. Дымов. Время от времени на страницах нового журнала свои произведения публиковали А. И. Куприн, А. Н. Толстой, А. Грин. Позже в «Сатириконе» печатались О. Э. Мандельштам и В. В. Маяковский.
В успех «Сатирикона» большую лепту внес сам Аверченко. Он был и редактором, и основным автором, и душой редакционной семьи. Номера «Сатирикона» и книги Аркадия Аверченко раскупались охотно. Каждый находил для себя в рассказах Аверченко то, что ему было интересно. Автор писал об общественной жизни и быте, о взрослых и детях, о любви и искусстве. А писал Аверченко много. Когда его спрашивали, как ему это удается, он отвечал: «Я пишу только в тех случаях, когда мне весело. Мне часто весело. Значит, я часто пишу».
С 1910 по 1913 годы Аверченко издал 20 сборников рассказов! В 1910 году вышли в свет первые сборники А. Т. Аверченко: «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Веселые устрицы. Юмористические рассказы», «Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая». В последующие несколько лет были опубликованы «Рассказы (юмористические). Книга третья» (1911), «Круги по воде» (1912) и «Рассказы для выздоравливающих» (1912).
Произведения сатирика печатались огромными тиражами, мгновенно раскупались и неоднократно переиздавались. Так, сборник «Веселые устрицы» до революции переиздавался 24 раза. Юмористические и сатирические произведения принесли Аркадию Аверченко огромную славу, он был провозглашен «королем смеха». Его рассказы ценили за хороший вкус. Избегая пошлости и тривиальности, Аверченко писал весело и остроумно. Это был смех для смеха, так полезный для здоровья. Особняком в творчестве писателя-сатирика стоят рассказы для детей и о детях. Аверченко проявлял заботу о своих племянниках и племянницах, был сердечно привязан к детям своих друзей. На протяжении всей творческой жизни его интересовал мир детства. «О маленьких - для больших» - так назывался сборник рассказов о детях, вышедший в 1916 году в издательстве «Нового Сатирикона». Наибольшее развитие тема детства в произведениях А. Т. Аверченко получила в послереволюционные годы: «Трава, примятая сапогом» (1919), «Дети» (1922), «Отдых на крапиве» (1924). А. Т. Аверченко принадлежат замечательные выражения: «…из всех человеков милей всего моему сердцу дети». Непосредственность и искренность детей вызывала у Аверченко чувство нежности и умиления.
А. Т. Аверченко приветствовал Февральскую революцию и отречение Николая II, Октябрьская же стала для него ураганом, разрушившим мирную жизнь, и вызвала резкое неприятие. В 1918 году писатель бежал из революционного Петрограда в Москву, оттуда в Киев. Все время до эмиграции осенью 1920 года он провел на занятом белыми юге России, осев в родном Севастополе. В 1920 году Аркадий Аверченко опубликовал сборник рассказов «Дюжина ножей в спину революции», в котором сатирически изобразил жизнь в Советской России. Через год сборник был переиздан в Париже, и на публикацию отозвался в газете «Правда» В. Ленин. Назвав Аверченко «озлобленным почти до умопомрачения белогвардейцем», саму книгу он счел «высокоталантливой». «Некоторые рассказы, по-моему, заслуживают перепечатки. Талант надо поощрять», - подвел итог вождь революции. Вскоре в советской прессе стали публиковаться отдельные произведения писателя, снабженные критическими комментариями.
В ноябре 1920 года Аркадий Аверченко на одном из последних транспортов, грузовом пароходе «Modig», покинул Россию вместе с Русской армией генерала Врангеля. В 1925 году сердце короля русского юмора остановилось. Ему было всего сорок четыре года. За годы творческой жизни А. Т. Аверченко написал несколько тысяч фельетонов, рассказов, рецензий и пьес, вышло более пятисот номеров отредактированных им сатирических журналов. Произведения Аркадия Аверченко выдержали проверку временем. В. Д. Миленко, современная исследовательница творчества Аверченко, написала во вступительном слове к своей книге: «Над рассказами писателя до сих пор смеются обожаемые им дети. Теперь уже - дети XXI столетия. Думается, Аркадий Тимофеевич посчитал бы это высшей наградой». Нерукотворным памятником писателю-юмористу стали сорок четыре сборника рассказов и экранизации его произведений.
Читайте рассказы Аверченко, смейтесь и будете здоровы.