Новости библиотеки
Маяковский в «Сатириконе» и «Чудаке»
- Информация о материале
Старые, потрепанные журналы, много раз просмотренные и прочитанные хранятся в Музее редкой книги библиотеки Маяковского.
«Новый Сатирикон» (1915 год)— еженедельный литературно-художественный иллюстрированный сатирический журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге с июня 1913 года по август 1918 года. Редактор журнала - Аркадий Тимофеевич Аверченко, в июле 1917 года его сменил Аркадий Сергеевич Бухов.
Особое место в журнале занимал Владимир Маяковский, принимавший участие в «Новом Сатириконе» с февраля 1915 года. Маяковский опубликовал в журнале ряд сатирических стихов, на антивоенную тематику. На страницах журнала напечатали «Гимн судье», который открыл серию известных памфлетов. Маяковский, противопоставляет себя сложившимся традициям в литературе, использует классический способ — сатирическую сказку. В марте 1917 года был напечатан запрещенный ранее цензурой отрывок из поэмы «Облако в штанах» под заглавием автора «Восстанавливаю».
Журнал с энтузиазмом приветствовал Февральскую революцию. После Октябрьской революции номера журнала пестрели издевательскими выпадами в адрес большевиков, приравнивавшихся к уличным грабителям, в результате чего журнал был закрыт уже в июле, хотя последний номер журнала (напечатанный авансом) датирован августом 1918 года.
«Чудак»
Хочется посмеяться.
Но где
да как?
Средство для бодрости –
подписка на Чудак.
В нашей коллекции есть несколько номеров журнала «Чудак» за 1929 и 1930-е года, в которых печатался Владимир Маяковский.
«Чудак» еженедельный советский литературно-художественный журнал сатиры и юмора, выходивший в Москве с декабря 1928 по февраль 1930 года. Главный редактор — Михаил Кольцов. Постоянные сотрудники — Валентин Катаев, Юрий Олеша, Илья Ильф, Евгений Петров, Михаил Зощенко, Михаил Светлов. Для журнала писали Владимир Маяковский, Демьян Бедный. Название журнала возникло после реплики Михаила Кольцова о том, что «чудаки украшают жизнь».
Журнал сопровождался рекламными текстами. Так, объявляя о появлении нового издания, его редакция опубликовала на страницах «Смехача» небольшое эссе об известных чудаках — Диогене, который «самоуплотнился в бочку без коммунальных услуг», Христофоре Колумбе, не захотевшем плавать в «тихом и интеллигентном» Средиземном море, Исааке Ньютоне, пытавшемся понять, почему яблоки «падают на землю вертикально, а не каким-нибудь причудливым зигзагом».
Среди постоянных рубрик «Чудака» выделялись: «Но-но — без хамства» (фельетоны), «Слезай — приехали» (читательские письма и статьи), «Рычи — читай» (критика, отклики на повести и романы коллег).
По словам литературоведа Лидии Яновской, влияние Маяковского в журнале было существенным: молодые сотрудники впитывали идеи поэта, связанные с объединением лирики и публицистики; тот, в свою очередь, настаивал, чтобы коллеги-писатели активнее включались в газетно-журнальную деятельность, считая её в ту пору более важной, чем литературная работа.
После претензий, предъявленных главному редактору секретариатом ЦК ВКП(б) в связи с «публикацией материалов антисоветского характера», «Чудак» был закрыт и слит с журналом «Крокодил».
/o-nas/blizhajshie-sobytiya/3105-mayakovskij-v-satirikone-i-chudake#sigFreeIdf967758ac3