Новости библиотеки
ФактЧек «5 фактов о русской ёлке»
- Информация о материале
Факт 1 «Ель – магическое дерево»
Ель – вечнозелёное хвойное дерево семейства сосновых с конусообразной кроной и длинными чешуйчатыми шишками. Это дерево издавна использовалось в качестве магического растительного символа. Ель традиционно считалась у русских деревом смерти.
Существовал обычай удавившихся и вообще самоубийц зарывать между двумя ёлками, поворачивая их ничком. В некоторых местах был распространён запрет на посадку ели около дома из опасения смерти мужского члена семьи. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон.
Смертная символика ели была усвоена и получила широкое распространение при советской власти. Ель стала характерной деталью официальных могильников, прежде всего Мавзолея Ленина, около которого были посажены серебристые норвежские ели.
Считаясь смертным деревом, ель наряду с этим в некоторых местах использовалась в качестве оберега, видимо, из-за колючести её хвои. На Севере, в районе Тотьмы, при закладке двора в середине его ставили ёлку.
Народы Западной Сибири – ханты и манси считали ель «священным шестом», которому они приносили жертвы. Удмурты зажигали на ней свечи, совершали моления, приносили жервоприношения еловым ветвям, которые почитались у них как богини.
Факт 2 «Петровский указ 1699 года и его последствия»
Петровский указ от 20 декабря 1699 года к будущей рождественской ёлке имел косвенное отношение. Во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви, и наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи: на воротах, крышах, улицах и дорогах. Тем самым ёлка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии. Текст царского указа свидетельствует о том, что для Петра важной была как эстетическая сторона (дома и улицы велено было украсить хвоёй), так и символическая: декорации из хвои следовало создавать в ознаменование Нового года.
Факт 3 «Ёлка – «пьяное» дерево»
После смерти Петра его рекомендации были основательно забыты, но в одном отношении они имели довольно забавные последствия, добавив к символике ели новые оттенки. Царские предписания сохранились лишь в новогоднем убранстве питейных заведений, крыши и ворота которых перед Новым годом продолжали украшать ёлками. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые ёлки заменяли новыми.
Этот обычай поддерживался в течение XVIII и XIX веков. В результате кабаки стали называть в народе «ёлками» или же «Иванами-ёлкиными»: «Пойдем-ка к ёлкину, для праздника выпьем»; «Видимо, у Ивана ёлкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься». Ввиду же склонности к замене «алкогольной» лексики эвфемизмами практически весь комплекс «алкогольных» понятий постепенно приобрел «ёлочные» дуплеты: «ёлку поднять» – пьянствовать, «идти под ёлку» или «ёлка упала, пойдем поднимать» – идти в кабак, «быть под ёлкой» – находиться в кабаке, «ёлкин» – состояние алкогольного опьянения. Эта возникшая связь ёлки с темой пьянства органично вписалась в прежнюю семантику ели, соединяющую её с нижним миром.
Факт 4 «Ёлка становится символом Рождества»
Считается, что первое рождественское дерево в императорской фамилии было установлено 24 декабря 1817 года в Москве, в Кремле (где царская семья проводила зиму). Инициатива принадлежала великой княгине Александре Фёдоровне (дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III), выросшая в Берлине. На следующий год ёлка уже стояла в их собственном Аничковом дворце, а после коронации Николая Павловича и Александры Фёдоровны ёлки в царской семье стали проводиться ежегодно в Зимнем дворце. На Рождестве 1828 года Александра Фёдоровна устроила первый детский праздник с ёлкой в Большой столовой дворца. На восьми столах (по числу детей) стояли ёлочки, украшенные конфетами, золочёными яблоками и орехами. Под ними были разложены подарки.
Факт 5 «Новогодняя русская ель»
Со второй половины 1920-х годов советская власть и коммунистическая партия решительно вступили на путь борьбы с «религиозными предрассудками». Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. И вдруг на исходе 1935 года в газете «Правда» появляется заметка, подписанная кандидатом в члены Политбюро ЦКВКП П.П. Постышевым: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!».
Так, в течение четырёх дней в приказном порядке был «положен конец неправильному осуждению ёлки» и возрождён дореволюционный праздничный обычай. Но теперь ёлка называлась не рождественской, как прежде, а новогодней или просто советской. Могло ли случиться, что ёлка так бы и не была разрешена? В таком случае возможно, что все мы бы жили без ёлки вплоть до эпохи перестройки развала Советского Союза, когда началось активное возрождение православных и народных обычаев – пасхальных, рождественских, святочных…
Информационным поводом для подготовки фактчека послужила книга из фонда библиотеки им. Маяковского
Душечкина, Е. Русская елка: история, мифология, литература / Е. Душечкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Издательство Европейского университета , 2012. – ил. – Текст: непосредственный.