Новости библиотеки
9 ноября исполняется 135 лет со дня рождения русского поэта, родоначальника русского футуризма Велимира Хлебникова (1885-1922гг.)
- Информация о материале
9 ноября исполняется 135 лет со дня рождения русского поэта, родоначальника русского футуризма Велимира Хлебникова (1885-1922гг.) Хлебникова называли "Лобачевским слова". Его страстью была идея создания принципиально нового поэтического языка.
В книге Лифшица Б. «Полутораглазый стрелец», 1933г. - из музея редкого фонда библиотеки им. Маяковского, В.Хлебников является центральной фигурой русского футуризма.
Бенедикт Лившиц показывает филологические эксперименты Хлебникова над оживлением дремлющих в слове смыслов. В 1910 году Лившиц Б. вошел в группу "Гилея", в которую входили поэты Василий Каменский, Давид Бурлюк, а позже вошли Владимир Маяковский и Бенедикт Лившиц. «Полутораглазый стрелец», книга воспоминаний и размышлений. Вышла она в 1933 году. Еще свежа была память о событиях, в ней описанных.
Многие их участники были живы. Но изменился литературный быт. Пути прежних соратников разошлись. И потому недавнее прошлое оценивалось ими по-разному. Еще не сложилось историческое отношение к нему. Несколько десятилетий книга не переиздавалась. Но она жила. Без нее не мог обойтись ни один исследователь раннего Маяковского, Хлебникова, вообще литературной борьбы предреволюционных лет.
Книга давала уникальные сведения о зарождении футуризма. Бенедикт Лившиц мастерски изобразил портреты Бурлюков, Хлебникова, Маяковского, Гуро, Северянина. Стихи Велимира Хлебникова поражают обилием как архаизмов, так и неологизмов. Раньше других Хлебников В. провозгласил, что главным источником и материалом поэзии является язык. В поисках новых средств поэтической выразительности Хлебников внимательно изучал древний славянский язык и даже проникся культом языческого славянского мира с его грозными богами и могучими людьми.
Этот мир он противопоставлял христианской цивилизации, которая, по его мнению, обессилила и обескровила Русь. Хлебников верил в возможность научного переустройства мира, во всесилие человеческого разума. Своеобразие личности Хлебникова и уникальный характер его творчества породили почти легендарный образ идеального поэта-изгоя, странника и провидца. Маяковский, считавший Хлебникова "поэтом для производителя" (для поэтов), утверждал, что он открыл "новые поэтические материки".