Новости библиотеки
Воскресение Маяковского
- Информация о материале
В октябре 1938 года родился Юрий Карабчиевский (1938-1992). Русский поэт, прозаик и литературный критик-эссеист, биограф, маяковед, советский диссидент. Настоящую известность — сначала на Западе, а потом в СССР — принесла ему книга «Воскресение Маяковского». Она вышла в издательстве «Страна и мир» в 1985 году в Мюнхене.
В 1986 году в Париже книга была удостоена премии имени В. Даля. Решение об этом парижским жюри — в составе И. Иловайской, М. Геллера, Ж. Нива, Н. Струве и под председательством В. Некрасова — было, по сообщению журнала «Страна и мир», принято единогласно.
Книга впервые была опубликована в России в 1990 году, но и сегодня она поражает смелостью и независимостью суждений, и не только о поэте, литературе и творчестве, но и о жизни страны и общества. Пожалуй, это представление Маяковского незамутненным взглядом, не как на забронзовевшего кумира, а как на реального человека со своими слабостями, трагедиями и мотивами поступков. Автор нашумевшей книги говорит, что из Маяковского еще при жизни сделали памятник. В читательском сознании это вызывало разные чувства – от восторженного поклонения до упрямого сопротивления и отторжения творчества поэта.
«Маяковского сегодня лучше не трогать, потому что все про него понятно, потому что ничего про него не понятно. Что не скажешь о Маяковском, как не оценишь: возвеличишь, низвергнешь, поместишь в середину - ощущение, что ломишься в открытую дверь, а вломившись, хватаешь руками воздух. Бесконечно размноженный, он всюду с нами, тот или иной - у всех на слуху. Но любая попытка сказать и назвать - кончается крахом, потому что всегда остается чувство, что упущено главное».
Книга Ю. Карабчиевского – это анализ, свободный от привычных представлений и штампов. Книга и сегодня подталкивает и к размышлению, и к спорам. В ней удачно сочетаются глубина мысли, живой юмор, острота взгляда, динамичный, яркий стиль изложения. Книга не вписывается в общепринятую концепцию оценки творчества В.Маяковского. Автор основывается на поэтических текстах Маяковского. И воскресение поэта видит в творчестве других известных советских поэтов. Он проводит параллель с ними. Все они примерно в одно время прошли через дозволенное бунтарство, эстрадную славу, недовольство. Автор сетует, что нет у них обостренного чувства слова, ни чувства ритма, ни тем более мощной энергии Маяковского.
Автор пишет, что Маяковский совершил невозможное. Действуя в бесплодном, безжизненном слое понятий, общаясь лишь с поверхностным смыслом слов, с оболочкой людей и предметов, он довел свое дело до уровня самой высокой поэзии. Хотя отношение к Маяковскому всегда будет двойственным, и каждый, кто захочет облегчить себе жизнь, избрав одного Маяковского, будет вынужден переступить через другого. Книга, требующая особого внимания, особой работы ума. Время Маяковского и время современников, что у них общее.
зав. отделом Музей редкой книги - Письменная В.П.