Новости библиотеки
Иллюстратор классической литературы [16+]
- Информация о материале
Алексей Пахомов - выдающийся живописец, график. Занимался монументальным искусством, книжной иллюстрацией, плакатом, скульптурой. Автор живописных картин, пейзажей, портретов. Блестящий рисовальщик и признанный мастер литографии.
Член Союза художников СССР (ЛОССХ, 1932). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), Народный художник РСФСР (1963), Действительный член АХ СССР (1964). Народный художник СССР (1971). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943) и Государственной премии СССР (1973).
Алексей Федорович Пахомов родился в деревне Варламово Вологодской области, в крестьянской семье. Окончил земскую школу, учился за казенный счет в высшем начальном училище в городе Кадникове. По воспоминаниям Пахомова: «Все четыре года моего ученья в Кадникове я страдал от недоедания, и с тех пор мое беспечное детство в отчем доме навсегда стало казаться мне самым счастливым и поэтичным временем, и эта поэтизация детства в дальнейшем стала главным мотивом в моей работе». Его яркое художественное дарование проявилось уже в раннем детстве, когда он начал портретировать родных.
Большое влияние на него оказали лубочные картинки, развешенные в доме отца в Вологодской губернии. По настоянию местного любителя искусства – владельца усадьбы В. Ю. Зубова, на деньги собранные благотворителями, Алексея Пахомова отправили учиться в 1915 году в Петроград, в Училище технического рисования барона Штиглица. Там он старательно рисовал гипсы, пробовал свои силы в технике итальянского карандаша и туши. Земляки и в дальнейшем не оставляли без поддержки молодого художника. Голодный 1918 год он пережил в Кадникове, Пластический язык Пахомова-иллюстратора формировался постепенно. На раннем этапе заметное влияние на него оказали коллеги – В. Лебедев и Н. Тырса.
Пройдя через увлечение искусством Сезанна, затем кубистов, он приходит к творческому осмыслению традиций русской культуры. Классический «пахомовский» стиль, основанный на традициях русского реализма, определился к середине 1930-х годов, подтвердив коренные связи художника с народной культурой, которые не обрывались никогда. К сотрудничеству над детской книгой одновременно с ним приступили писатели В. В. Маяковский («Мастер-ломастер», 1930; «Мяч», 1934), А. Л. Барто, О. Ф. Берггольц («Манька-нянька», 1930), Л. А. Будогоская («Как Саньку в очаг привели», 1933), С. Я. Маршак («Мастер», 1927; «Лодыри и кот», 1934; «Четыре конца», 1935; «Рассказ о неизвестном герое», 1937), Н. М. Олейникова («Танки и санки», 1928), Д. Свифт («Гулливер у лилипутов», 1931), Е. Л. Шварц («Лагерь», 1925; «На морозе», 1927; «Ведро», 1929–30), художники В. М. Конашевич, К. И. Рудаков, В. М. Ермолаева. Детская тема в творчестве Пахомова появилась не случайно: делая наброски с натуры, он часто изображал ребят, улавливал в своих рисунках пластически интересные позы и движения.
Лучшие графические произведения художника, несомненно, посвящены детям. Выбрав для себя основной темой детство и то, что с ним связано, Алексей Пахомов уделял большое внимание изучению жизни детворы.
В середине 1920-х годов он совершил несколько поездок в пионерские лагеря, в том числе в «Артек». Конкретность и эмоциональность образов созданных художником прекрасно отвечали детской психологии с ее непосредственностью и живостью восприятия, стали одной из специфических черт его книжной графики. Пахомова привлекает психологическая, а не бытовая достоверность образа. Изображенные им дети любознательны, с доверием относятся к миру. Им все интересно. Иллюстрации художника всегда отличались разнообразием новаторских композиционных решений.
Помимо детской темы, А. Ф. Пахомова вдохновляла социалистическая действительность. Внимание художника привлекали испытание турбин, работа ткацких фабрик, новое в жизни сельского хозяйства («Молотьба», «Ночная пахота», «Силосование», «Уборка кукурузы», все –1930).
В его произведениях раскрываются темы, связанные и с коллективизацией, и с введением техники на поля, и с использованием комбайнов, и с работой тракторов ночью, и с жизнью армии и флота («Купание краснофлотцев с борта корабля», 1933). Нужно подчеркнуть особую ценность этих достижений Алексея Пахомова, ведь все это отображалось художником еще в 20-х и в начале 30-х годов. Его картина «Пионеры у единоличника», серия о коммуне «Сеятель» и портреты из «Красивой Мечи» принадлежат к числу самых глубоких произведений советских художник. Как живописец создал много значительных произведений, занявших своё почетное место в истории советского искусства 20 века.
В их числе: «На покосе» (1925), «Жатва», «Крестьянский мальчик», «Девушка в голубом» (все –1929), «Стрелки из лука» (1930), «Подруги» (1930), «Авиамоделистка» (1936). На Международной выставке в Париже для советского павильона получил золотую медаль за панно «Юношеский стадион» (1937). Известны его прекрасные портреты молодых рабочих, колхозников, сельских тружеников: «Юноша в черной рубахе» (1925), «Портрет художницы М. Н. Бутровой» (1925–1926), «Жница» (1928), «Мельник» (1930), «Механик», «Портрет ударницы Молодцовой», «Конюх» (все –1931). о переменах в деревне и коллективизации. Алексей Пахомов один из крупнейших рисовальщиков современности.
Он виртуозно владел различными материалами. Работы тушью и акварелью, пером и кистью соседствовали с блистательными рисунками графитным карандашом. Достижения мастера выходят за рамки отечественного искусства и становятся в ряд выдающихся творений мировой графики. Примеры тому нетрудно найти и в серии рисунков, сделанных на родине в 20-е годы, и среди листов, выполненных в следующем десятилетии в поездках по стране, и в циклах о пионерских лагерях.
В 1932 году после выхода постановления «О перестройке литературно-художественных организаций», усложнившаяся идеологическая обстановка, в частности активная кампания по борьбе с «формализмом», поставила А. Ф. Пахомова в трудную ситуацию: его работы все чаще становились объектом несправедливой критики и нападок. Не желая поступаться творческими принципами, он решил вообще оставить живопись и даже отказался от цвета в своей книжной и станковой графике, сосредоточившись исключительно на рисунке. Стилистика произведений Пахомова становится иной: на смену локально окрашенному пятну и силуэту приходит живая динамичная линия, тонкая штриховка. «Графичная живопись» в работах художника превращается в «живописную графику».
Отличное и самобытное мастерство рисовальщика верно служило ему и в иллюстрациях к книгам («Бежин луг» И. С. Тургенева, 1936; «Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1937), и в литографских эстампах (серия «Ленинградский дворец пионеров», 1939–1940). Войну художник пережил в блокадном Ленинграде. В период тяжелейших испытаний он не прерывал своей деятельности, работал по заданиям фронта. Выполнил серию литографий «Ленинград в дни блокады» (1942–1944) посвященных жизни осажденного города. Эта серия, одно из самых значительных произведений искусства военных лет, в нём художник раскрывает беспримерную доблесть и мужество советских людей.
И снова главными героями его графических произведений становятся юные горожане, пережившие вместе со взрослыми все тяготы этих суровых дней. «У нас много пишут о том, что художнику нужно изучать жизнь», – говорил после войны известный ленинградский живописец Иосиф Серебряный: «В условиях войны и блокады мы не «изучали» жизнь. Мы жили этой жизнью, и, у всех была одна мысль, одна цель – все для победы!». С 1948 года начинается педагогическая деятельность А. Ф. Пахомова в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина; с 1949 года – в звании профессора руководил отделением станковой графики.
Для нескольких поколений детей книжки, иллюстрированные Алексеем Фёдоровичем Пахомовым, стали первым проводником в жизнь.
Легко запоминающиеся герои его детских книг вовлекли маленьких читателей в мир поэзии и прозы советского времени. Работы А. Ф. Пахомова находятся в Государственном русском музее (ГРМ), Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), ГМИИ, Калужском музее изобразительных искусств, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Новосибирском государственном художественном музее, Тамбовской областной картинной галерее, Чувашском государственном художественном музее; в музеях Архангельска, Петрозаводска, Пскова, Смоленска, Твери; в крупных частных российских и зарубежных коллекциях.
Литографии и тиражные плакаты художника хранятся в фондах Государственной российской библиотеки, Музея истории города Санкт-Петербурга, Музея обороны Ленинграда, Владимиpо-Суздальского истоpико-аpхитектуpного и художественного музея-заповедника, в отделе эстампов Российской национальной библиотеки, в частных собраниях советского плаката.
Список литературы:
1 Матафонов, В.С. Алексей Федорович Пахомов [Изоматериал] : Монография / В. С. Матафонов. - М. : Изобразительное искусство, 1981. - 256 с. - 2-30.
2 Пахомов, А.Ф. Про свою работу в детской книге [Изоматериал] : из книги "Про свою работу" / А. Ф. Пахомов ; сост. Пахомова В.А. - М. : Дет.литература, 1982. - 131 с. - 2-00.
3 Пахомов, А.Ф. Про свою работу [Изоматериал] / А. Ф. Пахомов. - Л. : Художник РСФСР, 1971. - 306 с. - 5-10. 4 Шантыко, Н.И. Творчество советских иллюстраторов [Изоматериал] / Н. И. Шантыко. - М. : Академия художеств СССР, 1962. - 74 с. - 0-30.