ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Новости библиотеки

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Начался новый учебный год. И тебя наш дорогой читатель, мы приглашаем в исторический экскурс в историю школьного образования. А обратимся мы к опыту первого в России женского учебного заведения известного нам, как Смольный институт благородных девиц.

Воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском Новодевичьем монастыре, больше известное как Смольный институт, было амбициозным предприятием новоиспеченной императрицы Екатерины II, задуманным как инкубатор для «новой породы» русских людей.

В женщине Екатерина выше всего ценила возможность оказывать на окружающих вдохновляющее, благотворное влияние. Она хотела видеть рядом с собой таких женщин, которые выделялись бы среди других. При этом реформаторы понимали, что результаты явятся не скоро. Куратором нового учебного заведения был назначен И.И. Бецкой.

Одновременно в институте воспитывалось около 200 девочек с 6 до 18 лет из семей потомственных дворян. Лучшие воспитанницы по окончании института определялись в придворную службу. Девочки из дворянских семей должны были за 12 лет пропитаться просветительскими идеалами и в свою очередь вскормить поколение образованных и гуманных дворян с хорошими манерами. Смольный институт стал первым закрытым учебным заведением для девушек из дворянских семей. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей И.И. Бецкого: юные девушки должны быть полностью изолированы от влияния среды, семьи, улицы, за двенадцать лет обучения и воспитания они становятся взрослыми женщинами, свободными от пороков. Став матерями, выпускницы Смольного института воспитывают детей такими же, дети же передают все накопленное от матерей следующему поколению, и постепенно все члены общества станут добропорядочными людьми. Получилось ли?.. На этот вопрос ответило время и история...

Обучение и воспитание шло "по возрастам" (по возрастным группам): вначале, когда обучение длилось 12 лет, было четыре возраста, потом, когда срок обучения уменьшился до 9 лет, стало три возраста. Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) - кофейного цвета, поэтому их часто называли "кофейницами", 8 - 10 лет - голубые или синие, 11 - 13 лет - серые, старшие девочки ходили в белых платьях.

Девочек учили чтению, правописанию, языкам, основам математики, физики, химии. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.

Повседневная жизнь Воспитательного общества регламентировалась строгим распорядком. Дни были похожи один на другой до мелочей. С 9 утра до 12 уроки, затем небольшая прогулка по институтскому саду, обед и снова уроки с 14 до 17 часов. Продолжительное пребывание в классах прерывалось лишь переходами по бесконечным длинным коридорам из класса в зал, в столовую, снова в класс.

По окончании учебного времени, после небольшого отдыха, готовились к следующему дню. Старшие воспитанницы посвящали свободное время чтению, рукоделиям, музыке, пению, младшие – играли в присутствии классных дам а различные игры, повторяли уроки. По вечерам все танцевали, иногда даже без музыки.

Родители имели право навещать своих дочерей только в определенные дни, причем свидания проходили в присутствии классных дам. Родственники приглашались на ассамблеи, но могли лишь издали любоваться своими дочерьми, разговаривая с ними только через балюстраду. Отпуск для встреч с родителями разрешался лишь в исключительных случаях, таких, например, как болезнь или смерть родителей. Каждый раз необходимо было получить особое разрешение императрицы. Нужно отметить, что отправление домой уволенной по болезни воспитанницы обходилось очень дорого. Так, в 1810 году на доставку больной воспитанницы Пражевской было истрачено 814 рублей: ее сопровождали классная дама, солдат, ей было выдано пособие, нанята кибитка, выдана с собой провизия, вино, бельё, обувь, одежда. Столь строгие меры были приняты потому, что считалось, что отпуска домой могут иметь вредное влияние, и детям будет тяжело возвращаться в институт и снова привыкать к его порядкам.

Выпускные экзамены первых выпускниц состоялись в апреле 1776 года. 12 лучших учениц награждены Золотыми медалями и получили специальные императорские "шифры" (золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и были определены ко Двору. Из казны государства была выделена сумма в 100 000 рублей, как приданое бедным выпускницам.

Институт был учрежден в 1764 году, а в 1773 впервые прогремело имя Дмитрия Григорьевича Левицкого, показавшего несколько работ на академической выставке и сразу получившего за одну из них звание академика.

В 1773 год, газета "Санкт-Петербургские ведомости" сообщает своим читателям, что состоялось "важное событие: первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института". Это событие не проходит мимо и внимания императрицы Екатерины II - гуляние в Летнем саду и первые театральные постановки в Смольном институте послужили причиной того, что известному художнику Дмитрию Григорьевичу Левицкому делается заказ на написание портретов смолянок. Понятно, почему из множества художников в качестве исполнителя сюиты смолянок избрали Левицкого.

К началу 1773 года он имел репутацию одного из лучших портретистов. Сюита смолянок занимает совершено особое место в наследии Левицкого и во всей русской живописи второй половины 18 века. Это яркий пример ситуации, когда желания заказчика не противоречили творческим устремлениям художника и вызвали в нем энтузиазм. В результате появились портреты, отмеченные высочайшим мастерством и нескрываемой симпатией художника к своим моделям.

Их надо было написать в театральных костюмах, соответствующих сыгранным ролям. Так появились на свет семь портретов воспитанниц Смольного института, условно объединенных в серию "Смолянки". Над ними художник работал с 1772 по 1776 года. Самый ранний – «Портрет Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой» (1872 г.) отличается от последующих изображений. Здесь маленькие воспитанницы представлены естественными и непринужденными в той степени, какую допускал парадный портрет. Изображенные Настасья Давыдова и Федосья Ржевская, принадлежали к первому и второму возрастам. Младшая, еще ребенок, с нескрываемым восхищением смотрит на старшую. За первым портретом смолянок через год последовали два новых: парный, представляющий в театральных костюмах воспитанниц третьего возраста Е.Н. Хованскую и Е.Н. Хрущеву (1773), и другой – где также «в роли» изображена воспитанница из старшего возраста – Е.Н. Нелидова (1773), «Портрет А.П. Лёвшиной» (1775), и три портрета – Н.С. Борщевой, Е.И. Молчановой, Г.И. Алымовой (1776).

Не случайно, что смолянки изображены исполняющими роли в спектаклях, которые они часто разыгрывали в театре Воспитательного общества. Театральным постановкам в Смольном императрица уделяла особое внимание, и они во многом отображали ее вкус. Здесь разыгрывались комические оперы, ставились балеты, причем, предпочтение отдавалось французским авторам. Уроки сценического мастерства давали знаменитые актеры и музыканты. Результаты не замедлили сказаться и частенько воспитанницы исполняли свои роли лучше актрис придворных театров. Интересно проследить дальнейшую судьбу воспитанниц Смольного института, изображенных на портретах Д.Г. Левицкого (более подробно см. в книге Петинова Е. «Фрейлины Её Величества».- СПБ, Аврора, 2000.- 63 с.) Левицкий восхищал современников своим мастерством: правдивым, полнокровным изображением облика портретируемых.

Портреты смолянок демонстрируют удивительное естественное проявление разнообразных темпераментов воспитанниц. Если следовать распространённому в XVIII веке языку символов и аллегорий, то портрет Е.И.Молчановой мог бы олицетворять науку, Г.И. Алымовой - музыку или гармонию, А.С. Борщевой – танец или театр. В этом состоит их содержательное единство. «Смолянки» не то чтобы красавицы, но живопись Левицкого превратила эти семь портретов в своеобразный «иконостас», воспевающий юность и радость жизни. Революция в России положила конец благородному воспитанию и до сих пор в России нет даже приблизительного аналога Смольного института. Летом 1917 года воспитанницы института были переведены в другие учебные заведения.

В октябре 1917 Смольный институт выехал в Новочеркасск, где в феврале 1919 состоялся последний выпуск. Летом этого же года преподаватели и оставшиеся воспитанницы бежали из России и институт, в виде гимназии, появился уже в Сербии. Последний даже не назывался институтом, а Русско-сербской гимназией, но фактически это был бывший Смольный институт. Возможно, в недалеком будущем, появится на просторах России такое же учебное заведение, которое подарит нам девиц благородных во всех отношениях. Портреты “Смолянок” Д.Г. Левицкого поступили в Русский музей 17 августа 1917 года из Большого Петергофского дворца в крайне плохом состоянии сохранности.

Срочно были проведены необходимые реставрационные мероприятия для приведения картин в экспозиционный вид. Однако до фундаментальной реставрации дело не дошло. Реставрационный совет музея вернулся к этому вопросу только в 2008 году. После всестороннего исследования картин было принято историческое решение о проведении комплексной реставрации всей серии портретов, которая была завершена только в 2010 году (художники – реставраторы М.А. Киселёва, Н.Е. Романова, О.Ю. Клёнова, А.В. Минин, И.Н. Корнякова) – это было своеобразное изящное приношение к 275-летию знаменитого художника.

 Список литературы:

1. Ахметшин Ш.К. Смолянки [Текст] / СПб. : Славия, 2011. - 540 с : 274 ил.

2. Водовозова, Е. Н. На заре жизни. Мемуарные очерки и портреты [Текст] . Т. 1,2 .- М. : Худож. лит., 1964. - 589 с. - (Литературные мемуары).

3. Данилова, А. Благородные девицы : Воспитанницы Смольного института. Биографические хроники. - М. : Б.и., 2004. - 464 с : ил. 

4. Институтки : Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц / Сост., коммент. В.М.Боковой и Л.Г.Сахаровой; Вступ. ст. А.Ф.Белоусова. - Изд. 3-е. - М. : Новое литературное обозрение, 2005. - 576 с. - (Россия в мемуарах).

5. Лубенец, С. Пансион благородных девиц : Повесть / С. Лубенец. - М. : Эксмо, 2004. - 192 с : ил. - (Только для девчонок).

6. Лухманова, Н.А. Институтки [Текст] / Н. А. Лухманова ; Худож. А.Власова. - М. : ЭНАС-КНИГА, 2010. - 224 с. - (Девичьи судьбы).

7. Петинова, Е.Ф. Фрейлины ее величества : Портреты воспитанниц Императорского Воспитательного общества благородных девиц Дмитрия Левицкого / Е. Ф. Петинова ; Е.Петинова. - СПб.; Калининград : Аврора; Янтарный сказ, 1997. - 62 с : ил. - (Библиотека "Авроры").

8. Уроки домоводства в Смольном институте : Учебные конспекты смолянки. - М : Школа-Пресс, 1995. - 158 с. 9. Чарская, Л. А. Записки институтки [Текст] / Л. А. Чарская ; сост. С. А. Коваленко. - М. : Республика, 1993. - 384 с. 

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!

Электронный каталог

2 Ele

Поиск по сайту

Горячая линия(круглосуточно). Звонок бесплатный.
8 800 775 41 22