Новости библиотеки
Олигарх духа: краеведческие чтения [16+]
- Информация о материале
28 августа исполняется 95 лет со дня рождения Аркадия Натановича Стругацкого.
Сегодня Аркадий Натанович и Борис Натанович воспринимаются читателями исключительно как нечто единое - Братья Стругацкие. Столь же единое, как скажем братья Гримм. В течение многих лет они оставались ведущими представителями советской фантастики.
Аркадий Стругацкий принадлежал к породе революционеров – романтиков. Вот как писала о нем Тамара Захарова - сокурсница по Военному институту иностранных языков, где они учились: «Я его сразу выделила из всех. Его нельзя было не выделить: высокий, большой, красивый, с орлиным носом, с умными, веселыми, глазами, вечно расстегнутая и какая-то не заправленная гимнастерка, и старые, до дыр затертые кирзачи – он весь был такой изящно – небрежный, в нем сразу ощущалась личность… ».
Идея написать совместный роман принадлежала именно Аркадию Стругацкому. В те годы, после демобилизации из армии, Аркадий Натанович был напорист, невероятно трудоспособен и трудолюбив. Его брат Борис признавался позднее, что если бы не фантастическая энергия старшего брата – никогда не было бы братьев Стругацких. Первая повесть «Пепел Бикини» был опубликован в хабаровском толстом журнале «Дальний Восток» в 1956 году, а в следующем году в журнале «Юность». Авторов заметили и затем уже, каждая новая книга становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии.
Главная тема творчества Стругацких — тема выбора — стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни.
Страстная любовь к братьям Стругацким, охватившая всю советскую интеллигенцию, поражала. Что нового они придумали? Писатели – фантасты описывали совсем другой мир – будущий, но при этом - твой, несомненно, твой, с героями, похожими на тебя, мыслящими как ты. Как объяснить, что массу проблем, с которыми мы столкнулись в 21 веке, они описали в середине 60-х годов 20 века?
О многом в творческой биографии братьев Стругацких судят по книге Бориса Стругацкого «Комментарии к пройденному».
Поклонники творчества Стругацких любят словосочетание «Мир Полдня». Это не просто цикл повестей, связанных воедино сквозными героями и общими вехами истории будущего. Для многих это синоним рая на земле. По крайней мере, так было в 60-80 е годы 20 столетия, когда заразительная сила этого необыкновенного мира достигла апогея. И даже сейчас, когда кануло в прошлое общество, породившее мечту об утопии, наполненной творческим духом, многие любители творчества Стругацких живут его обаянием. А ученик Стругацких писатель Вячеслав Рыбаков в романе «Се, творю» (2010 г.) сюжетные перипетии сводит на корпорации космических исследований «Полдень - 22», то есть протягивает ниточку надежды между современностью и прекрасным фантастическим полднем XXII века, созданного Стругацкими.
В чем обаяние прозы Стругацких? Авторы биографии Стругацких Д. Володихин и Г. Прашкевич (Володихин Д.М., Прашкевич Г.М. Братья Стругацкие.- М.: Молодая гвардия, 2012, сер. ЖЗЛ) дают ответ: «Мир полдня» - как огромная чаша, до краев наполненная солнечным светом. Свет этот – прохладен. Он не столько греет, сколько делает окружающее прозрачным, рациональным, правильным. Весь он – бесконечно длящееяся во времени и пространстве творческое усилие по отысканию истины. Да, ныне «Мир полдня» уже отцветает, но аромат его до сих пор силен и притягателен».
Очень интересно интервью, которое Борис Стругацкий дал писателю М. Веллеру (Веллер М. Друзья и звезды.- М.: Астрель, 2012). Он много говорит о поколении шестидесятников, которое было гораздо более оптимистичным, чем нынешнее молодое поколение: «Я убежден, что оттепель является совершенно неизбежной. Она почти не зависит ни от желания народа, ни от желания начальства, а зависит от каких-то совершенно перманентных, очень важных, очень глубоких причин, связанных с психологией власти вообще. Сейчас молодые ребята уже не хотят быть ни космонавтами, ни писателями. Они хотят быть бизнесменами, коммерческими директорами…Ничего удивительного в этом нет. Другое время, другие задачи, другие цели, другие моральные нормы, к сожалению.
Поэтому можно считать, что наступил период мрака, период падения всего хорошего, всеобщего морального отупения. А можно считать, что жизнь идет своим чередом: она рождает своих героев, сохранились… целые прослойки людей, нравственные представления которых ничем не отличаются от нравственных представлений шестидесятников. И эти люди по-прежнему считают, что настоящими олигархами являются олигархи духа. И они сожалеют только о том, что олигархов духа почти не видно… И пока эти люди существуют, существует норма существования, норма пребывания в жизни, норма бытия, ради которой стоит бороться, и пытаться что-то сделать, и сохранять свой личный нравственный потенциал... Т.е. мир прекрасен, когда начинаешь понимать, как много хорошего в нем еще осталось».
Интересно исследование писателя - краеведа Владимира Колпакова (г. Канск), которое связано с пребыванием А.Н. Стругацкого в г. Канске в 1949 -1952 гг., когда он преподавал в Школе военных переводчиков. Она была напечатана в Канском альманахе «Над Каном - рекой», которую издала библиотека им. Чехова. Этот этап жизни всплывет затем в романе Стругацких «Град обреченных». «Да, порой Стругацкие очень сложно прочитываются,- пишет В. Колпаков - это не литература развлечений. Они сейчас представляются более как писатели-философы и сравниваются Энгельсом, Монтенем и многими другими (см. фильм Л. Тележко частично снятый в Канске «Тоска по пониманию»).
Чтение это сплошные лабиринты. Может быть современная Библия, которую постоянно расшифровывают. Может быть, это современная вера, оттого постоянно создаются общества Стругацких, идут постоянные отсылки к ним, обращаются режиссеры, идет востребованность даже в компьютерных играх, пишутся новые труды по их расшифровке, пишутся даже художественные произведения по биографии авторов».
Например, повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в сокращенном виде. Тема Зоны — территории, на которой после посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров — смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких, а после реальной Чернобыльской катастрофы — в компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R и множестве литературных произведений по ней.
Сокращенный вариант статьи В. Колпакова «Аркадий Стругацкий» мы предлагаем вашему вниманию.
Владимир Колпаков потомственный журналист, его дед Иван Петрович Колпаков был первым редактором газеты "Иланский рабочий", принимал деятельное участие в становлении сибирской публицистики. Владимир родился в 1960 г. в г. Канске. В 1984 г. закончил Кемеровское художественное училище, вернулся в родной город. Работал в театре, музее, школах города и района. С 2001 года тесно сотрудничает с "Сегодняшней газетой - Канск", много времени отдает краеведческой работе, которую считает главной в своей жизни. В 2009 году опубликовал книгу о художниках своего города "история, написанная кистью".
В 2013 году стал лауреатом второй премии "Писатель года" в номинации "Романтика". В 2015 году в соответствии с программой книгоиздания для лауреатов вышла книга "По ту сторону мечты". В том же 2015 году в красноярском издательстве "Класс Плюс" вышла книга Владимира Колпакова о художнике Валерьяне Сергине. Одна из статей автора была посвящена творчеству и нашего зеленогорского художника В. Гайдукова.
Владимир Колпаков был гостем нашей библиотеки в марте 2016 года с презентацией сборника рассказов «По ту сторону мечты» (2015 г.), написанной в оригинальном жанре - на стыке истории и фантастики.
Материал подготовила Наталья Орлова, заведующая отделом обслуживания