Новости библиотеки
127 лет со дня рождения Владимира Маяковского
- Информация о материале
19 июля день рождения Владимира Маяковского.
Наследие поэта настолько многогранно и неоднозначно, что исследования продолжаются до сих пор.
В Музее редкой книги библиотеки им. Маяковского есть уникальная коллекция книг Маяковского, полученная в дар от читателя Владимира Рассказова в 2015 году. Коллекция насчитывает более 200 наименований: прижизненные издания, годовая подшивка журнала «Новый Сатирикон» начала 20-го века, в котором печатался поэт, журнал «Леф».
Прижизненные издания поэта вызывают особый интерес.
Книги, повидавшие множество людей, прочитанные и перечитанные, с пометками и надписями, рассказывающие о непростом времени. Книги удивительны своим оформлением, это может быть обложка с мраморной бумагой, полукожаный переплет - корешок и уголки книжной крышки кожаные, или простые издания, но от этого не менее ценные. Ведь над созданием этих книг работали известнейшие художники, и сам Владимир Маяковский.
Самое ранее прижизненное издание Маяковского, которое есть в музее это «Облако в штанах», первое издание поэмы, выпущенное Осипом Бриком в сентябре 1915 года.
Издание вышло с цензурными изъятиями («страниц шесть сплошных точек», по словам поэта) с посвящением «Тебе, Лиля». Лиле Юрьевне Брик посвящены почти все произведения Маяковского. В нашей коллекции три издания этой поэмы, 1918 года, 1925 год. Все они с разным оформлением, с разной степенью сохранности. Эти книги были на реставрации в Томске, и помещены в специальные контейнеры из бескислотного картона.
Сборник Маяковский В. 13 лет работы. Два тома, 1923 г.
Воспоминания поэта, его стихи, пьесы. «Посвящается ЛЮБ», так начинается сборник. На фотографии мы видим молодого, устремленного Маяковского. На следующей странице стихи, с пометками поэта – факсимиле, воспроизведение с оригинала, почерк Маяковского, исправление автора. Первый том проработан читателем изрядно. Пометки разными чернилами, разными знаками, встречаются постоянно. Второй том в этом же сборнике отделяется двойной синей особой бумагой. И открывается удивительной записью 1923 года. Где некий Воробьев пишет «Противнику футуризма, но моему лучшему и ближайшему товарищу по семестру С. Р. Бабуху на добрую память. Слуш. рабфака Покровского VI обществ. сем. Воробьев, 17 янв. 1923.», далее пространное и длительное пояснение футуризма.
В коллекции многие книги с надписями и пометами. Так, например на одном из томов прижизненного издания В. Маяковского, есть надпись «Игорь – Боре на память о самом оригинальном поэте. 1930. 10.6», на другом имя владельца и дата 1919 год, или надпись «и поэтому застрелился. 1923. М. О. Гридинъ».
Каждый поэт, так или иначе - одно противоречие, одна борьба с каким- то колоссальным внутренним надломом. Противоречие Маяковского сформулировано им же в одном из лучших ранних стихотворений: «какими Голиафами я зачат - такой большой и такой ненужный?». Потрясающее противоречие силы, мощи, гениальной одаренности и абсолютной невостребованности, неуместности в мире.
Эмоциональный Маяковский всегда находился во власти чувств и влечений. Бурно проявлял свои переживания, мог плакать, рыдать. И при этом приезжая из-за границы, трудно было получить от него связный рассказ. Его письма лаконичны до предела:
«Ужасно здоров. Страшно похорошел. Приеду всех перецелую».
Владимир Маяковский ни в чем не знал чувства меры. Получение гонорара превращалось в целое событие, с шумом, с гамом. Когда дарил цветы, это были охапки. Известно, что своей возлюбленной в Париже Татьяне Яковлевой поэт оплатил доставку цветов до 60-х годов XX века.
Внутренняя свобода, истинное вдохновение одушевляют стихи Маяковского о любви, о революции, о родине, о будущем, о поэзии. Великий поэт, великое время. Книги, стихи, прошедшие через время, политику, не утратили своей силы и красоты. Наша коллекция невероятно мощная по энергетике и кажется, каждая книга имеет свою отдельную жизнь с таким Поэтом.
Электронная библиотека оцифрованных изданий /2014-03-12-15-59-00/oc-izdaniya/iz-fonda