ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Новости библиотеки

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

kx0712 Жан-Батист Расин, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра» (1639–1699).

 Жан Расин родился в городе Ла-Ферте-Милон, расположенном в графстве Валуа, 21 декабря 1639 года. Отец его служил мелким чиновником в налоговой службе. Мать умерла при тяжелых родах сестры Жана. Вскоре не стало и отца, поэтому маленьких сирот взяла себе на воспитание бабушка, которая заботилась об их пропитании и образовании.

В возрасте десяти лет Жан был отправлен на обучение в Бове – город на Севере Франции. Пансион находился при аббатстве Пор-Рояль, которое служило оплотом для приверженцев янсенизма.

Образование в Пол-Рояле оказало огромное влияние на жизнь и творчество Жана Расина. Источником его дальнейшего вдохновения становятся искренняя страсть к чувственной литературе и сердечная приверженность идеям янсенизма, которые он хотел соединить воедино в своих произведениях. До конца своих дней он так и остался возвышенно-религиозным человеком, впадающим в меланхолию и увлекающимся мистицизмом.

Завершил писатель свое блестящее образование уже в Парижском колледже Аркур. В 1661 году Расин отправляется в городок Юзе, где ему должны были дать церковную бенефицию (земельный участок), что позволило бы ему посвятить все свое время литературе. Однако писатель получил отказ и был вынужден вернуться в Париж. В столице он становится завсегдатаем литературных салонов и клубов, знакомится со знаменитым Мольером – создателем классической комедии и директором уважаемого театра.

Следуя некоторым советам и подсказкам Мольера, молодой Расин пишет трагедии «Фиваида» и «Александр Великий». Они были поставлены труппой Мольера и имели большой успех. Однако пьесы Расина были жестко раскритикованы Корнелем, который на тот момент являлся самым популярным и уважаемым мастером трагического жанра. Корнелю не нравился стиль произведений молодого драматурга. Он отмечал в нем глубокий редкий талант, но советовал избрать другой жанр для написания. Однако, как показало время, Корнель писал уже для прошедшего поколения.

kx0812Расин же, являясь представителем новой эпохи и впитавший в себя новые условия, творил для современного общества. Когда Расин, стихи которого стремительно приобрели всенародное признание и любовь, стал членом Французской академии, он проявлял к Корнелю должное почтение и уважение, не стремясь затмить своим красноречием пожилого человека. Сотрудничество с Мольером было недолгим в творческой жизни Расина. В возрасте двадцати шести лет он переходит в другой театр - Пти-Бурбон, где вскоре ставит свою гениальную и неподражаемую пьесу «Андромаха» - серьезную и суровую трагедию, написанную Александрийским стихом. После головокружительного успеха “Андромахи” Жан Расин укрепляет свои позиции как талантливого драматурга и тонкого знатока человеческой души.

Он создает яркие, сильные по стилю и тематике трагедии «Британик», «Береника», «Баязет» и «Ифигения». В этот период Жан Расин приобретает огромное расположение королевского двора. Его пьесы показывают в Версале, они веселят и развлекают не только придворных, но и самого государя. В возрасте тридцати трех лет Жан-Батист удостаивается дворянского титула. В возрасте тридцати восьми лет Расин сочиняет талантливую и неоднозначную трагедию «Федра», основанную по полюбившемуся драматургу сюжету из греческой мифологии. Трагедия французского драматурга раскрывала языческий мир влиятельных греческих богов, которые могли казнить и наказывать людей.

С другой стороны, сквозь все произведение красной нитью проходят идеи янсенистов (понятие божественного предопределения и искупления грехов ценой собственной жизни). «Федра» вызвала бурю дискуссий и разногласий по поводу своей необычной интерпретации. Группа влиятельных аристократов во главе с родственниками кардинала Мазарини сорвала премьеру трагедии, выкупив заранее все билеты на ее представление. Жан Расин, книги и пьесы которого пользовались широким спросом и невиданной популярностью, оскорбился такой подлой выходкой неприятелей и покинул театральное творчество.

Драматург женился на скромной девушке, которая со временем родила ему семерых детей, и занял почетную должность придворного историографа. В его обязанности входило написание официальной истории Французского государства. Находясь при короле, талантливый Жан-Батист пользовался его полным расположением и испытывал на себе особые милости монарха. Разочарованный и обиженный Расин двенадцать лет не брался за перо, чтобы писать трагедии. Но однажды он позволил себя уговорить и снова взялся за написание пьес. По просьбе некоронованной супруги Людовика XIV, госпожи де Ментенон, великий драматург создал две пьесы – «Эсфирь» и «Гофолия».

С тех пор Жан-Батист Расин больше не писал для сценических подмостков. Он вновь почувствовал сильную веру в Бога. Под воздействием благочестивых дум Расин создает религиозные творения: «Духовные песни» и чуть позднее «Краткую историю Пор-Рояля». Перед смертью талантливый Жан-Батист полностью обратился на религиозную стезю и считал свою поэтическую деятельность недостойной «скандальной жизнью», за которую необходимо вымаливать у Бога прощение.

Скончался великий драматург в Париже в возрасте шестидесяти лет.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!

Электронный каталог

2 Ele

Поиск по сайту

Горячая линия(круглосуточно). Звонок бесплатный.
8 800 775 41 22