ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9

Новости библиотеки

Иронический реалист: Павел Федотов [16+]

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

  Проживший совсем недолго, но успевший стать знаменитым Павел Андреевич Федотов (1815-1852) впервые в русском бытовом жанре попытался дать критический анализ повседневности. Не имея специального образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи, а его картинами «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и «Завтрак аристократа» восхищались Карл Брюллов и Иван Крылов.

Павел Федотов родился 4 июля 1815 года в Москве. Его отец, Андрей Федотов, воевал в Русско-турецкой войне при Екатерине II, за что получил в награду дворянский чин. Вернувшись домой, он вышел в отставку, женился на пленной турчанке и стал служить титулярным советником. Спустя несколько лет супруга скончалась, и Андрей Федотов обвенчался с молодой вдовой Натальей Калашниковой, матерью будущего художника.

Семья была большая: супруги воспитывали шестерых детей. Чтобы прокормить всех, отец много работал и почти не бывал дома. Павел Федотов вспоминал: «Старик был очень строг по службе, и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках. Сапоги эти… принадлежали нерадивым или нетрезвым писцам; снятые за наказание, они оставались у нас до утра. Честностью он обладал безмерною». Мать вела хозяйство в небольшом доме, и большую часть времени дети были предоставлены сами себе.

В 1826 году 11-летнего Павла Федотова отдали в Московский кадетский корпус. Он сразу оказался в числе отстающих учеников: практически все однокурсники получили хорошее домашнее образование и быстро выполняли задания учителей. Однако вскоре ситуация изменилась.

Будущий художник много времени проводил за книгами, тщательно готовился к проверочным работам и редко прогуливал занятия.

Уже к концу первого года он стал лучшим воспитанником в классе, а в 1830 году за успехи в учебе будущему художнику присвоили чин унтер-офицера.

В свободное время Павел Федотов пел в хоре, учился играть на фортепиано и гитаре. Но главным его увлечением было рисование. Он делал карандашные портреты учителей, друзей и создавал карикатуры на одноклассников.

В 1833 году Павел Федотов с отличием окончил кадетский корпус. Его имя внесли на почетную мраморную табличку в актовом зале — по традиции там были имена лучших воспитанников. Будущего художника в чине прапорщика распределили в лейб-гвардии Финляндский полк, и Павел Федотов переехал в Петербург. Он окунулся в столичную жизнь: ходил на светские вечера, играл с военными в карты и танцевал на балах. С собой будущий художник всегда носил карандаш и бумагу.

Из-за небольшого жалованья светские развлечения ему вскоре стали не по карману. Поэтому Федотов стал больше времени уделять службе и серьезно занялся рисованием.

В 1834 году Федотов поступил на вечерние рисовальные курсы при Императорской Академии художеств. Его определили сразу во второй класс, где студенты изучали анатомию и тренировались изображать части тела с гипсовых моделей. Несмотря на свободное посещение, живописец регулярно приходил на занятия. Павел Федотов не отдыхал и по выходным: он делал зарисовки из полковой жизни или писал портреты коллег.

Летом 1837 года в лагерь лейб-гвардии Финляндского полка приехал великий князь Михаил Павлович, младший брат Николая I. Он провел смотр войск и пообщался с гвардейцами. Этому событию Павел Федотов посвятил первую большую картину — «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года». Художник закончил акварель за три месяца. На полотне офицеры окружили члена царской семьи, а солдаты на заднем фоне подкидывали вверх головные уборы. По совету полкового командира Павел Федотов представил картину князю — и получил восторженный отзыв: Михаил Павлович подарил живописцу бриллиантовый перстень и распорядился предоставить подпоручику долгосрочный отпуск. Павел Федотов уехал в Москву и с августа по декабрь 1837 года жил вместе с семьей.

1843 году Павла Федотова назначили командиром роты. Новая должность предполагала много обязанностей, и на занятия живописью перестало хватать времени. В январе 1844 года он оставил полк и рискнул стать вольным художником.

Через общих знакомых рисунки художника попали в руки к известному баснописцу Ивану Крылову. Именно он посоветовал Федотову вместо сражений обратиться к обычной жизни.

К 1847 году Федотов написал по уже имевшимся у него наброскам картину «Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крест». Это было первое сюжетное полотно Федотова, ради его написания он освоил технику маслом. Художник вспоминал: «Это мой первый птенчик, которого я «нянчил» разными поправками около девяти месяцев». На картине изображен бедный чиновник, который хвастается перед кухаркой своим первым орденом. Он выглядит комично в нелепой и тесной обстановке: на нем затертый до дыр халат вместо римской тоги и папильотки в волосах, похожие на лавровый венок. На полу валяются бутылки и объедки, под лавкой спит товарищ, который не смог дойти домой после пирушки. Кухарка смотрит на непутевого барина снисходительно, с насмешкой и подает ему единственные сапоги.

Весной 1848 года художник закончил еще одно полотно — «Разборчивая невеста». Сюжет Павел Федотов позаимствовал из одноименной басни Крылова: высокомерная девушка отказывала многим юношам и в итоге вышла замуж за старого и горбатого. В центре картины живописец изобразил невесту средних лет и жениха на коленях перед ней. За сценой тайно наблюдали родители: они уже отчаялись выдать дочь замуж и с нетерпением ждут ответа. Федотов скрупулезно работал над деталями. У ног жениха он написал брошенные в порыве цилиндр и перчатки, а щеки невесты сделал чересчур красными: с помощью румян и пудры она скрывала свой возраст.

Осенью 1849 года на выставке в Академии художеств представили сразу три картины Павла Федотова: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Все они имели колоссальный успех. Знакомый Федотова Андрей Дружинин вспоминал: «Имя Павла Андреевича гремело по городу. Его сослуживцы и друзья находились в полном восхищении. Я бросился в Академию и увидел в одной из боковых зал великие толпы народа. Все пространство от картин до двери было запружено любопытными: едва-едва, с помощью лорнета и приподнявшись на цыпочки, успел я усмотреть за толпою картины, столь мне знакомые». За картину «Сватовство майора» Павел Федотов получил звание академика.

Павел Федотов не выдумал ни одной детали на картине. Чтобы найти нужный интерьер, он под разными предлогами заходил в купеческие дома и запоминал, как выглядит мебель.

К полотну художник сочинил стихотворное объяснение, целую поэму, в которой рассказывал о неудачной службе майора и его решении жениться:

И вот извольте посмотреть,

Как в другой горнице

Грозит ястреб горлице, —

Как майор толстый, бравый,

Карман дырявый,

Крутит свой ус:

«Я, дескать, до денежек доберусь!»

Павел Федотов. Поэма «Рацея».

Зимой 1849 года Павел Федотов отправился в Москву. Его отец серьезно заболел, а беременная вторым ребенком сестра лишилась мужа. Художник взял на себя все хлопоты по хозяйству.

Федотов вернулся в Петербург только в 1850 году. Он написал картины «Молодой человек, играющий с собакой», «Портрет Федора Ефимыча Яковлева» под заказ и «Завтрак аристократа». В 1851 году художник закончил произведение о судьбе сестры «Вдовушка». Усиленные занятия и постоянная потребность в деньгах сказались на психическом здоровье Павла Федотова. Его последней картиной стала «Анкор, еще анкор». На ней художник изобразил одинокого военного, который от скуки заставляет прыгать собаку. Полотно так и осталось неоконченным: весной 1852 года Федотов сошел с ума. Друзья поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, однако из-за жестокого обращения осенью этого же года перевели художника в больницу Всех Скорбящих Радости.

26 ноября 1852 года, в 37 лет, Павел Федотов скончался.

Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды». Художника похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1836 году его прах перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!

Электронный каталог

2 Ele

Поиск по сайту