ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11

Новости библиотеки

Первый лирик отечественной живописи: Алексей Саврасов [12+]

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Savrasov 12 мая 1830 года в семье успешного торговца галантерейными товарами и купца второй гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова родился сын Алексей, которому было суждено стать одним из главных основателей русской пейзажной школы (отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов). 

Нигде не обучаясь, мальчик к двенадцати годам самостоятельно научился весьма неплохо рисовать. Отец Саврасова был уверен, что интерес сына к живописи – ничего не стоящая забава, которая не принесет ему ничего хорошего.

Он, как и любой глава семейства, начавший свой бизнес, мечтал, чтобы сын стал продолжателем его дела. В то время как бедный мальчик мечтал лишь об одном – рисовать.Всего год спустя, Алексей Саврасов, против воли отца поступил в новое училище. Педагоги сразу обратили внимание на талантливого подростка, но ему вскоре пришлось бросить учебу, так как его матушка Прасковья Никифоровна тяжело заболела чахоткой. По прошествии небольшого времени Алексею удалось вернуться в класс Карла Ивановича Рабуса. Рабус высокообразованный учитель смог дать юному художнику массу бесценных знаний, вовсе не предусмотренных программой училища. Карл Рабус постоянно повторял своим ученикам, что самое важное для хорошего пейзажиста - уметь «видеть» (чувствовать) природу.

stepВ 1854 году выставку, на которой представляли свои работы студенты училища, посетила великая княгиня Мария Николаевна. Пронзительное, желто-красное марево заката покорило сердце княгини в картине «Степь с чумаками вечером» А.Саврасова, и Мария Николаевна тут же купила работу. Это было неожиданно и для учащихся, и для преподавателей, ведь в собрании княгини хранились работы лучших европейских и русских художников.

orienМария Николаевна пригласила Саврасова в свой загородный особняк под Петербургом: там он писал пейзажи с натуры. Написанное художником на даче княгини Марии Николаевны полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) демонстрирует умение автора очень точно разделять планы.

В центральной части полотна мы видим залитую ярким солнцем поляну, которая с одной стороны окружена осенними деревьями и валунами, поросшими мхом, а с другой стороны нам открывается вид на море. Одинокий дуб стоит на фоне ясного неба, раскинув свои ветви, листва на которых пронизана солнцем. Холодный дневной свет ложится на мшистые валуны возле зеркальной поверхности лужи и бурую траву. В глубине поляны едва заметна светлая фигура сидящей женщины.

Саврасов очень живописно передает бескрайность пространства и очарование бытия в её суровых проявлениях. Коллекционер и меценат Павел Третьяков приобрёл эту картину в 1858 году для своей коллекции, которую затем подарил родине. За полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов в возрасте 24 лет получил звание академика.

SavrasovakРусская действительность не предполагала жизнерадостного счастья в унылом и нищенском быте простого народа, наполненном изнурительным трудом. Картина «Лосиный остров в Сокольниках» (1869 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) обдает нас мрачным и холодным настроением. Пасмурное небо и глубокие грязные лужи на поле, на котором пасется стадо коров, не может освежить даже сосновый бор на дальнем плане. Эта чрезвычайно реалистичная работа с детальной проработкой каждой веточки кустарников, травинки и даже кочек на переднем плане ознаменовала собой рождение в отечественной живописи пейзажиста, умения показать всю горечь и безысходность жизни большей части населения нашей страны.

grachiПроизведение «Грачи прилетели» (1871 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) изображает скромный пейзаж, знакомый до мельчайших подробностей любому жителю России, наполнен высокой поэзией и лиризмом. Душа и боль русского человека явственно чувствуется под пасмурным и промозглым небом самой окраины глухого провинциального городка.

На переднем плане изображена группа искривленных берез, в ветвях которых обустраивают свои массивные гнезда прилетевшие грачи. За ними среди серых бревенчатых изб возвышается шатровая колокольня сельской церкви. Фоном картине служат обширные поля, покрытые талым снегом. Произведение не только демонстрирует высокое мастерство художника в поэтическом выражении обыденного пейзажа, но и выражает удивительное состояние единения русского народа и природы страны. Саврасов преподавал в Московском училище живописи и ваяния и воспитал целое поколение именитых отечественных художников, среди которых были помимо Левитана, братья Коровины, М. Нестеров, С. Светославский и другие.

Он научил молодое поколение наполнять свои произведения чувством единения с природой. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества.

Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки. Алексей Кондратьевич Саврасов, стоявший у самых истоков национального пейзажа, умер 26 сентября 1897 г.

В библиотеке можно поглубже познакомиться с творчеством великого мастера.

1. Петров, В. Алексей Саврасов / В. Петров ; В.Петров. - М. : Белый город, 2000. - 64 с : ил. 

2. Константин Коровин. Воспоминания [Видеозапись] = Документальный фильм. - : Квадрат Фильм, 2000.

3. Алексей Кондратьевич Саврасов [Изоматериал] : Альбом / Авт.-сост. О.Сопоницкий. - М. : Изобразительное искусство, 1960. - 48 с : илл. - (Мастера русского искусства). - 4-30.

4. Новоуспенский Н.Н. Саврасов Алексей Кондратьевич [Текст] / Н. Н. Новоуспенский. - Л.-М. : Искусство, 1967. - 79 с : илл. - (Живопись. Скульптура. Графика). - двойные номера.

5. Мальцева, Ф.С. Алексей Кондратьевич Саврасов [Текст] / Ф. С. Мальцева. - 2-е изд. - Л. : Художник РСФСР, 1989. - 192 с. - (Русские живописцы XIX века). - 13-00.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!

Электронный каталог

2 Ele

Поиск по сайту